#МУЗЫКА
The Hip-Hop Architecture
Хип-хоп как критика модернизма.
Хип-хоп родился на улицах, на улицах стоят здания, а здания – это архитектура. Убираем лишние звенья цепи... и получаем хип-хоп архитектуру!
Конечно на самом деле все не настолько прямолинейно, но довольно близко к этой шуточной интерпретации. Хип-хоп архитектура – это термин американского архитектора или, как он сам себя называет, «хип-хоп архитектора» (the hip hop architect) Майкла Форда. Форд – преподаватель и один из немногих практикующих архитекторов-афроамериканцев. Форд написал магистерскую диссертацию в Университете Детройта на тему «архитектуры, вдохновлённой хип-хопом», и занимается популяризацией этого направления. Главный образовательный проект Форда – это Hip-hop Architecture Camp, но о нём чуть позже.
Майкл Форд
Изображение: AIA Virginia
Хип-хоп архитектура
Хип-хоп архитектура Форда критикует модернизм. Только не совсем тот модернизм, который ассоциируется с Ле Корбюзье и Миc ван дер Роэ, а то, как идеи Корбюзье интерпретировал нью-йоркский политик Роберт Мозес. Тот самый всемогущий политик, которого «победила» Джейн Джейкобс. Мозес занимался строительством автострад, и когда Мозес начал строить автомагистраль Cross Bronx в Бронксе, то решил использовать принципы Ле Корбюзье, чтобы решить проблему с массовым жильем горожан, которые оказались на пути стройки.
Изображение: Henry Chalfant / Южный Бронкс, 1982
Модернистскую застройку Бронкса Форд и называет «худшим ремиксом в истории». По мнению Форда Мозес превратил прозрачные, окруженные зеленью, небоскребы Корбюзье в кирпичные башни, окружённые бетоном — то есть максимально некомфортную городскую среду. Застройка Мозеса вынудила зажиточные семьи уехать из района, поэтому бедные жители остались в изоляции. В итоге Бронкс превратился в трущобы, которые стали местом рождения хип-хопа.
Изображение:
Ле Корбюзье, План Вуазен. 1925
Этим логическим построением Форд показывает, что «неудачно замиксованная» архитектура напрямую повлияла на возникновение музыкального жанра, а самого Корбюзье Форд называет «праотцом хип-хопа» (ну ок… — прим. автора). Таким образом, хип-хоп культура по мнению Форда — это продукт модернистской застройки или массового жилья для бедных. Именно о таких районах поют хип-хоп исполнители. Получается, что хип-хоп — это главный критик модернизма, который показывает, насколько несостоятельной была эта архитектурная идея.
Южный Бронкс
Изображение: AP Images
Главный тезис Форда: архитектура ответственна за культуру, которая производится в городской среде. Эту идею архитектор старается донести до своих коллег и студентов, и привить им ответственное отношение к профессии. С этой целью Форд создал целое архитектурное движение — The Hip-hop Architecture, а в рамках него — The Hip-hop Architecture Camp.
Изображение: Deane Madsen
The Hip-hop Architecture Camp
The Hip-hop Architecture Camp – это авторский образовательный кэмп (англ. camp — лагерь) Майкла Форда, который знакомит старшеклассников с архитектурой. Его главная задача — привлечь как можно больше цветных детей к профессии архитектора, потому что сейчас архитекторов-афроамериканцев в США всего 2%. Программа кэмпа вдохновлена цитатой «Архитектура — это застывшая музыка» (в статьях о Форде эта цитата упорно приписывается Гёте, но я нагуглила, что это скорее всего Шеллинг — прим. автора).

Кэмп проходит ежегодно с 2017 года, а спонсирует его Autodesk. Последний на сегодняшний день кэмп проходил в феврале 2019 года в Вашингтоне. Я прочла о кэмпе на английском здесь, поэтому дальше будет небольшой пересказ его программы на русском.
Изображение: Taylor Crawford
В первый день ребята выбрали куплеты из песен своих любимых рэп-исполнителей. Слова из куплетов студенты интерпретировали через здания из скобок для степлера. Сложность слов влияла на высоту скобочного здания. А ещё Форд попросил студентов основывать ориентацию каждого скобочного здания на характере рифмы — если два последовательных слова рифмовались, то соответствующие им скобочные здания стояли параллельно друг другу, если нет — то перпендикулярно.

Вместе скобочные здания сложились в мини-город — «музыку, которую студенты могли держать в своих руках». Последний штрих — студенты покрасили макеты золотой краской из баллончика.
Изображение: Taylor Crawford
На следующий день Форд предложил ребятам выбрать конкретное здание или участок в мини-городе и придумать для него детальный проект. Ребята спроектировали здание суда, кафе, парки и места для общественных собраний. Затем проекты смоделировали в Tinkercad — детской программе для 3D-моделирования от Autodesk. На этом архитектурных анализ песен закончился, и ребята перешли к лирике.

После двухдневного проектирования студенты начали придумывать собственный рэп, чтобы принять участие в финальном рэп-батле. С написанием песен студентам помогали волонтеры — хип-хоп исполнители и студенты-архитекторы. После выступления ребят жюри выбрало четыре лучших куплета, которые Форд включил в песню, которую написал для всей учебной группы.
Изображение: Deane Madsen
Финалом компа стала запись песни Форда и студентов в студии, и съемки музыкального клипа около Национального музея истории и культуры афроамериканцев. Видео с предыдущих компов можно посмотреть на странице The Hip-hop Architecture Camp, где уже набралось материала на архитектурной хип-хоп альбом.
Через уникальную образовательную программу, которая состоит из кросс-дисциплинарных упражнений, Форд формирует новый подход к осмыслению архитектуры. Я зацепилась за идею хип-хоп архитектуры не потому, что в заданиях есть игровая составляющая. Мое внимание привлекло то, что видение Форда основано на использовании «неархитектурных» инструментов для переосмысления архитектуры. Это что-то сродни лингвистической компаративистике, то есть поиску общих черт с помощью сравнения на первый взгляд непохожих элементов.

Казалось бы, что общего у Ле Корбюзье и молодых афроамериканцев с улиц Нью-Йорка? Форд наход ответ на этот вопрос и видит в нем решение социальных проблем. И это вдохновляет. Такой подход, несмотря на его спекулятивность, может обогатить архитектурную теорию и практику. И скорее всего решить проблему с этническим разнообразием в архитектурном сообществе. В общем, win-win!