#киберурбанистика
Mordor Shaper – Варшавский эксперимент по соучаствующему проектированию
Краткий пересказ статьи о том, как геймификация, дополненная реальность и геоинформационные технологии могут стать инструментами соучаствующего проектирования городского пространства и решения транспортных проблем.
Оригинал статьи: The Mordor Shaper – The Warsaw Participatory Experiment Using Gamification
Авторы: Роберт Ольшевский (Robert Olszewski), Агнешка Турек (Agnieszka Turek), Варшавский технологический университет.

Год публикации: 2020
Как игры могут изменить наши города? В Варшаве провели эксперимент, который показал, что геймификация способна не только развлечь, но и помочь решать городские проблемы. В деловом районе «Мордор» сотрудники компаний участвовали в «серьезной игре» Mordor Shaper, где на основе ролевых механик принимали решения об организации пространства.
Когда мы говорим об умных городах, чаще всего представляем себе сложные цифровые системы, датчики и искусственный интеллект. Но что, если городское пространство можно улучшать через игру? Исследователи из Варшавского технологического университета решили проверить, могут ли игровые механики побудить людей менять городскую среду и задумываться о совместных поездках, а заодно изучить этические аспекты использования технологий в городском управлении.

Так родился проект Mordor Shaper, экспериментальная игра, которая объединила дополненную реальность, геоинформацию и элементы геймификации. Испытуемые погружались в мир, где они могли влиять на городскую среду, принимая решения о развитии Варшавского делового района, известного как Мордор. В ходе исследования ученые выяснили, какие решения принимают разные группы людей и как игровые механики могут формировать поведение.
1. Введение

Авторы статьи рассматривают возможность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), дополненной реальности (AR), геоинформационных данных и геймификации для решения проблем городской среды. Они предлагают создать «серьезную игру», которая поможет улучшить транспортную ситуацию и организацию городского пространства.

Основные цели проекта:

  • Внедрение игровых механик для поощрения совместных поездок (carpooling).
  • Проведение участнического эксперимента, который позволит изучить влияние технологий на городскую жизнь.

Авторы выбирают для исследования деловой район Варшавы, известный под неофициальным названием Мордор. В этом районе работают более 100 000 человек. Высокая плотность офисных зданий и транспортные затруднения создают серьезные проблемы для его жителей.

2. Основные концепции

Авторы статьи опираются на концепцию умного города (smart city), в котором современные технологии помогают повысить качество жизни. Они отмечают, что использование геоинформации и участие граждан в принятии решений позволяет улучшить городскую среду.

Ключевые направления исследования:

  • Применение больших данных (big data) и пространственного анализа.
  • Вовлечение жителей города через игровые механики и геймификацию.

Авторы считают, что игры могут быть не только развлечением, но и инструментом для формирования социальной ответственности. Они утверждают, что геймификация способна изменять поведение людей и побуждать их к полезным действиям.

3. Исследуемая зона: Варшавский Мордор

В качестве исследуемой зоны авторы выбирают офисный район Служевец, расположенный в юго-западной части Варшавы. В центре района находится улица Доманевска, вдоль которой сосредоточены офисные здания.

Основные проблемы, выявленные авторами:

  • Сильные транспортные затруднения в часы пик.
  • Недостаток общественных пространств для отдыха и встреч.
  • Проблемы с общественным транспортом и его перегруженность.

Жители Варшавы называют этот район "Мордор", что подчеркивает сложные условия работы и высокую концентрацию корпоративных офисов.
4. Методология исследования

Авторы статьи разрабатывают «серьезную игру» Mordor Shaper, которая использует:

  • Цифровые карты, GPS и AR для взаимодействия с городским пространством.
  • Геймификацию карпулинга для поощрения совместных поездок.
  • Социальные механики, позволяющие игрокам отмечать проблемные зоны и предлагать решения.

Игровая механика позволяет пользователям выявлять неудобные участки города и прогнозировать последствия различных решений.

Ролевые механики

Авторы внедряют систему ролевого распределения. Игроки случайным образом попадают в одну из трех групп:

  • Орки стараются закрывать общественные пространства и захватывать территории.
  • Эльфы создают парки, музеи и другие объекты инфраструктуры.
  • Хоббиты развивают кафе, рестораны и зоны отдыха.

Игроки могут заключать союзы и менять стратегии, что создает динамичную игровую среду.

5. Варшавский участнический эксперимент

Авторы проводят эксперимент в рамках хакатона "City of Dreams" в 2017 году, а затем расширяют исследование в 2018-2019 годах.

В нем принимают участие:
  • 337 сотрудников района Мордор, которые заполняют анкеты о проблемах транспортной системы.
  • 126 человек, тестирующих разные версии игры на мобильных устройствах.
Игроки оценивают нехватку общественных пространств, эффективность карпулинга и влияние этических аспектов на принятие решений.

6. Результаты и анализ
Авторы статьи делают несколько выводов:
  • 81% участников проявляют интерес к игре.
  • Геймификация повышает вовлеченность граждан в вопросы городского планирования.
  • Игроки следуют предложенным ролям: орки создают закрытые зоны, эльфы развивают общественные пространства, хоббиты строят рестораны.
  • Этика в играх оказывает значительное влияние на поведение.

Авторы также внедряют идею виртуального титула "Владыка Мордорa". Компании, чьи сотрудники активно используют карпулинг, получают награды, которые визуализируются с помощью AR.

7. Итоги и выводы

Авторы статьи утверждают, что:

  • Геймификация может быть эффективным инструментом городского планирования.
  • Применение AR, GPS и больших данных помогает находить и решать городские проблемы.
  • Игровые механики формируют поведенческие модели, что требует внимательного подхода к их разработке.

Они считают, что цифровые технологии и участие граждан в процессе принятия решений способны улучшить транспортную систему и городскую среду.

Заключение

Проект Mordor Shaper демонстрирует, как геймификация и геоинформация могут использоваться для развития городов. Авторы приходят к выводу, что игровые механики повышают социальную активность и помогают находить решения городских проблем.

--

Оригинал статьи: The Mordor Shaper – The Warsaw Participatory Experiment Using Gamification
Авторы: Роберт Ольшевский (Robert Olszewski), Агнешка Турек (Agnieszka Turek), Варшавский технологический университет.