#геймификация
Playable City
Как играть с городом?
Playable City задумывался как оппозиция концепции "Умного города" (Smart City). Создатели проекта предложили альтернативу сбору обезличенных данных и нивелированию горожанина до информационного ресурса. Говорящая мебель, сказочные животные и заколдованные тени пришли на помощь безлюдным улицам, темным переходам и одиноким горожанам.
История Playable City началась в 2012 году в Бристоле, где команда первого в Великобритании на базе Pervasive Media Studio медиа-центра Watershed совместно с Британским Советом провела воркшоп для художников из Соединенного Королевства и Восточной Азии. Город был выбран неслучайно. К 2012 году в Бристоле существовали фестивали игр Igfest и Playing Out, которые вовлекали горожан в развитие города через игры на открытом воздухе, поэтому жители Бристоля были морально готовы к новому «игровому» проекту.
Изображение: Watershed / Pervasive Media Studio
Playable City Sprint

Первый воркшоп в рамках проекта получил название Playable City Sprint. Его участники – продакт-дизайнеры и саунд-арт художники, – использовали игровые механики в проектах общественных пространств Бристоля, чтобы превратить горожанина из наблюдателя в участника.

После успеха воркшопа Playable City Sprint команда проекта запустила ежегодную премию Playable City Award для медиа-художников и дизайнеров, которые работают с городской средой. С 2013 года лауреаты премии при поддержке Pervasive Media Lab создали несколько игровых проектов: Shadowing, Hello Lamp Post (мой любимый!), Urbanimals и BikeTAG Colour Keepers.
Shadowing

Shadowing – это проект дизайнеров Джонатана Чомко (Jonathan Chomko) и Мэтью Розье (Matthew Rosier). Первую инсталляцию дизайнеры создали в Бристоле в 2014 году, а затем показали в Йорке, Токио, Тель-Авиве, Лондоне и Остине.

Авторы установили дополнительные лампы на восьми фонарях на безлюдных улицах Бристоля. Лампы записывали тени прохожих, а затем проигрывали их в случайном порядке. Через инсталляцию Чомко и Розье уличные фонари получили «память» и способность делиться воспоминаниями с горожанами.
Urbanimals

В 2015 году премию Playable City Award выиграл проект Urbanimals. Авторы проекта – Анна Грайпер и Себастьян Добеш (Anna Grajper and Sebastian Dobiesz), участники польской Лаборатории архитектурных экспериментов LAX. Анна и Себастиан создали полигональных диких животных, которые «оживали» при виде прохожих.

Звери поселись в восьми переулках в Бристоле. Для установки устройств, которые проецировали животных, Авторы выбрали транзитные зоны. Этим Анна и Себастиан хотели обратить внимание на то, что город состоит не только из мест притяжения – площадей, скверов и торговых улиц. Второстепенные пешеходные связи – это неотъемлемая составляющая городской ткани, которая тоже нуждается в улучшении.
Hello Lamp Post

И, наконец, Hello Lamp Post – проект, который заставил людей буквально говорить с городом. Hello Lamp Post выиграл премию Playable City Award в 2013 году. Создатели проекта – британская студия PAN, – превратили фонари, урны, скамьи и другие малые архитектурные формы (далее – МАФы) в дружелюбных обитателей города, готовых поболтать с прохожими.

Чтобы «разбудить» МАФ, человек отправлял СМС с инвентаризационным номером на центральный сервер и получал в ответ несколько вопросов. МАФ спрашивал прохожего о том, как прошёл его день, есть ли у него хобби или какое его любимое воспоминание о городе? Из ответов складывалась локальная история, которую мог прочесть следующий прохожий, разбудивший тот же самый МАФ. Постепенно разрозненные истории сформировали «память» города, общую для всех его жителей.
Изображение: Hello Lamp Post / Playable City
После Бристоля проект Hello Lamp Post посетил Токио и Остин. «Говорящие» МАФы объединяли горожан, вплетая их личные истории в городскую ткань, а ещё они собирали данные для авторов проекта и городских властей.

В Токио и Остине создатели проекта дополнили исходный список фраз вопросами о локальных особенностях городов. Через "доверительные беседы" с горожанами фонарные столбы, лавки и почтовые ящики составили два портрета пользователя (горожанина) для двух непохожих городов.
Изображение: Hello Lamp Post / Playable City
Сравнение портретов пользователей Остина, Токио и Бристоля показало различия в потребностях и характере горожан. Кроме шуточной статистики, данные из диалогов горожан с МАФами помогли городским властям увидеть своих жителей не в роли потребителей городских услуг, а как людей, формирующих память и характер города.