#киберурбанистика
Солидарность через различие: Спекулятивное партисипаторное серьезное городское игровое проектирование
Краткий пересказ статьи о том, как игровые технологии помогают вовлекать горожан в проектирование городской среды и решать социальные конфликты.
Источник: Solidarity through Difference: Speculative Participatory Serious Urban Gaming (SPS-UG), International Journal of Architectural Computing
Автор(ы): Hamish Beattie, Daniel Brown, Sara Kindon

Год публикации: 2020
Могут ли видеоигры помочь нам проектировать будущее городов? Исследование Solidarity through Difference: Speculative Participatory Serious Urban Gaming (SPS-UG) показывает, что да! В этой статье мы разберем, как спекулятивные серьезные игры могут объединять разные социальные группы, помогать решать городские проблемы и превращать цифровое пространство в инструмент коллективного проектирования.
Современные города — это не только здания, дороги и общественные пространства, но и сложные социальные системы, где сталкиваются интересы разных групп. Как вовлечь горожан в процесс проектирования, если у каждого — свои ценности, проблемы и ожидания? Как дать голос тем, кто обычно остается в стороне от градостроительных решений?

Ответом на эти вопросы может стать спекулятивное партисипаторное серьезное городское игровое проектирование (SPS-UG). Это метод, объединяющий цифровые игры, дизайн будущего и вовлечение жителей в совместное проектирование. В его основе — идея, что игровая среда может стать безопасной площадкой для обсуждения сложных вопросов, выявления конфликтов и поиска решений.

Один из примеров такого подхода — проект Maslow’s Palace, в котором жители неформальных поселений в Индии использовали цифровую игру, чтобы представить и обсудить будущее своих районов. Как это работало? Какие проблемы удалось поднять? И какие уроки можно извлечь из этого опыта для городского планирования? Ответы на эти вопросы есть в статье «Солидарность через различие: Спекулятивное партисипаторное серьезное городское игровое проектирование (SPS-UG).»
Введение

Современные методы партисипаторного проектирования (участие горожан в градостроительном планировании) часто сталкиваются с проблемой:
  • Они либо направлены на социальные изменения, такие как развитие общественного капитала и укрепление коллективных ценностей,
  • Либо на конкретные проектные результаты, например, разработку нового городского пространства.

Однако на практике эти два аспекта не всегда согласованы. Формирование социального капитала требует долгосрочной вовлеченности, но не всегда приводит к конкретным архитектурным изменениям. Напротив, традиционные градостроительные проекты, даже включающие мнение горожан, часто игнорируют внутреннюю динамику сообщества и проблемы неравенства.

Авторы статьи предлагают новый подход – Speculative Participatory Serious Urban Gaming (SPS-UG), который сочетает:
  • Серьезные игры (Serious Games) – видеоигры, разработанные не только для развлечения, но и для решения реальных социальных и образовательных задач.
  • Спекулятивный дизайн (Speculative Design) – исследовательский метод, который помогает представлять альтернативные сценарии будущего и развивать критическое мышление.
  • Партисипаторное проектирование (Participatory Design) – вовлечение местных жителей в процессы принятия решений об их городском окружении.

SPS-UG нацелен на развитие солидарности среди различных социальных групп через игровое взаимодействие, что позволяет участникам моделировать будущее своего района и обсуждать социальные конфликты в безопасной среде.

Методология исследования

Исследование строится на анализе 14 игровых воркшопов, проведенных в трех поселениях в Индии (Газиапур, Бхалсва и Шанти Нагар) в 2017 году. Эти районы представляют собой неформальные поселения, примыкающие к городским свалкам, где люди живут в условиях крайней бедности.

Проект Maslow’s Palace

SPS-UG был протестирован в рамках проекта Maslow’s Palace – многопользовательской цифровой игры, где участники могли совместно проектировать будущее своей среды.

Игра была спроектирована так, чтобы:
  1. Создать безопасную площадку для обсуждения сложных вопросов (например, доступа к воде, общественным туалетам, прав женщин и ЛГБТК+ людей).
  2. Формировать общее видение будущего района среди жителей, у которых часто разные взгляды на развитие их среды.
  3. Обучить участников методам городского проектирования через игровой процесс.
Как работает игровая механика?

В Maslow’s Palace используется поэтапный процесс вовлечения игроков:

  1. Игра начинается с гипотетических сценариев – участники проектируют пространство, не привязанное к реальности. Это помогает избавиться от стереотипов и ограничений повседневной жизни.
  2. Постепенное добавление реалистичных элементов – по мере прохождения уровней игроки начинают учитывать реальные проблемы и ресурсы своего района.
  3. Обсуждение решений и голосование – на каждом этапе участники обсуждают проект и должны прийти к коллективному согласию.
  4. Обратная связь и повторные попытки – поскольку игра позволяет изменять проект, игроки могут исправлять ошибки и экспериментировать.

Такой формат стимулирует:
  • Диалог между разными социальными группами.
  • Осознание проблем, которые участники раньше не замечали.
  • Развитие навыков коллективного проектирования и принятия решений.

Результаты исследования

1. Генерация идей по улучшению городской среды

Во время игры участники не только проектировали пространство, но и поднимали социальные и политические вопросы. Например:

  • В одном воркшопе обсуждалась зависимость района от мусороперерабатывающего завода. Женщины могли найти работу, но мужчины испытывали социальные трудности из-за проблем с алкоголизмом и наркотиками. Участники предложили обратиться к местным политикам с просьбой организовать альтернативные рабочие места.
  • В другом воркшопе жители обсуждали проблему отходов в районе, в результате чего появилось предложение создать центр переработки мусора и снизить плотность застройки.

2. Разрешение конфликтов и работа с разными ценностями

Игра показала, что даже конфликты могут стать продуктивными:

  • В одном из раундов игрок предложил построить туалет рядом с домами ради удобства, но женщины выступили против, ссылаясь на культурные табу, связанные с менструацией.
  • В ходе обсуждения всплыли проблемы насилия в общественных местах. Один из участников, представляющий ЛГБТК+ сообщество, предложил разместить туалеты в парке с камерами наблюдения для безопасности.

Игра позволила участникам открыто обсуждать сложные вопросы, которых они избегали в реальной жизни.

3. Повышение цифровой грамотности

  • Люди с более высоким уровнем цифровых навыков быстрее осваивали механику игры и предлагали более сложные решения.
  • Вовлечение в цифровую игру развило у участников навыки взаимодействия с технологиями, что может помочь им в дальнейшем.

4. Подготовка к реальному партисипаторному проектированию

После воркшопов участники стали лучше понимать социальные процессы, что повысило их готовность участвовать в реальных программах градостроительного развития.
Заключение

Исследование показало, что SPS-UG – это мощный инструмент для совместного проектирования городских пространств, который:

  • Объединяет социальные и градостроительные процессы.
  • Позволяет учитывать разные точки зрения и решать конфликты.
  • Создает безопасное пространство для обсуждения табуированных тем.
  • Формирует коллективное видение будущего района.
  • Помогает участникам приобрести навыки цифрового взаимодействия и проектирования.

Авторы отмечают, что традиционные методы партисипаторного проектирования часто сосредотачиваются на решении проблем здесь и сейчас, но это не всегда эффективно. SPS-UG помогает участникам сначала понять проблему глубже, а затем предложить наиболее подходящее решение.

Проект Maslow’s Palace доказал, что серьезные игры могут стать важным инструментом городского планирования, особенно в районах, где доступ к традиционным методам участия ограничен.

Практическое применение

Методы SPS-UG могут быть полезны в различных областях:

  • Городское планирование и архитектура – вовлечение местных сообществ в процесс редизайна их среды.
  • Образование и EdTech – использование игр для обучения цифровым и гражданским компетенциям.
  • Социальные и культурные проекты – разработка инициатив, направленных на укрепление диалога между разными группами населения.

Этот подход особенно интересен для проектов, сочетающих геймдизайн, урбанизм и образование, что делает его перспективным инструментом для будущих разработок.

--

Источник: Solidarity through Difference: Speculative Participatory Serious Urban Gaming (SPS-UG), International Journal of Architectural Computing
Автор(ы): Hamish Beattie, Daniel Brown, Sara Kindon