#архитектура
Живой город: Поп-урбанизм
Пересказ главы "The Living City: Pop Urbanism" из книги "Archigram: Architecture Without Architecture" Саймона Сэдлера.
Из книги: "Archigram: Architecture Without Architecture"
Авторство: Simon Sadler

Год публикации: 2005
В 1963 году группа Archigram представила радикальный взгляд на города будущего, превратив урбанизм в яркое, динамичное и демократичное пространство. В главе "The Living City: Pop Urbanism" из книги Саймона Сэдлера мы узнаем, как архитекторы вдохновлялись массовой культурой, технологическим прогрессом и идеями гибкости, чтобы создать манифест архитектуры, ставшей фоном для человеческой свободы и творчества.
Книга "Archigram: Architecture Without Architecture" (Архиграм: Архитектура без архитектуры), написанная британским историком архитектуры Саймоном Сэдлером, представляет собой глубокое исследование работ и идей группы Archigram — коллектива радикальных архитекторов, активно действовавших в 1960-х и 1970-х годах. Эта группа, известная своими авангардными проектами и концептуальным подходом, стремилась переосмыслить традиционную архитектуру, используя новейшие технологии, поп-культуру и философию неопределённости.

Сэдлер анализирует ключевые проекты Archigram, такие как "Plug-In City", "Walking City" и выставка "Living City", показывая, как их идеи стали ответом на вызовы массовой урбанизации, технологической революции и культурных изменений. Автор исследует, как Archigram отвергли строгие догмы модернизма, продвигая более гибкий, динамичный и человечный подход к архитектуре, который оказал значительное влияние на современный дизайн и урбанизм. Книга не только раскрывает их уникальное видение, но и помещает его в более широкий исторический и культурный контекст.

Глава "The Living City: Pop Urbanism" (Живой город: Поп-урбанизм) посвящена радикальному переосмыслению городской среды через призму массовой культуры, технологических изменений и социального взаимодействия. Выставка "Living City", организованная группой Archigram в 1963 году, стала манифестом нового подхода к архитектуре, где город рассматривается как живой, динамичный организм. Глава исследует ключевые аспекты этого подхода, включая идеи неформальности, индивидуализма, роли трафика и модернизации. В центре внимания находятся концепции, которые ставят человека в центр проектирования, подчёркивая его опыт, эмоции и свободу в городском пространстве.

Archigram критиковали традиционный модернизм за его стремление к унификации и строгим формам, предлагая вместо этого более гибкие, спонтанные и адаптивные решения. Они рассматривали городскую среду как платформу для взаимодействия людей, где архитектура становится фоном для человеческой активности, а не её диктатором. Глава также поднимает вопросы демократизации пространства, изменения роли архитектора и новых возможностей, открываемых модернизацией. Выставка "Living City" объединила архитектуру с поп-культурой и повседневной жизнью, создавая захватывающий образ будущего, где технологии и творчество преобразуют города.
Неформальность

Раздел "Informality" (Неформальность) в книге Archigram: Architecture Without Architecture описывает подход группы Archigram к созданию городской среды, основанный на гибкости, человеческом опыте и эстетике случайности. Эта концепция была представлена через их выставку "Living City", организованную в 1963 году, и стала манифестом нового взгляда на архитектуру и урбанизм.

Archigram черпали вдохновение из разнообразных источников, включая ситуационизм, поп-культуру, технологический прогресс и футуристические движения начала XX века. В центре их подхода лежала идея города как динамичной системы, которая поддерживает человеческую спонтанность, творчество и взаимодействие.

Основные принципы концепции неформальности

1. Город как живой организм: Archigram представляли город как саморазвивающуюся систему, адаптирующуюся к изменениям. Это включало в себя:
  • Подвижные и модульные конструкции, которые можно перемещать или заменять.
  • Инфраструктуру, которая поддерживает "пульс" городской жизни, включая транспортные сети, жилые пространства и общественные места.

2. Случайность как дизайн-принцип: Вместо строгих планов и фиксированных форм Archigram приняли хаотичность города. Шум улиц, неоновые вывески, уличные кафе — всё это считалось неотъемлемой частью городской экосистемы.

3. Пользователь как соавтор: Они предполагали, что горожане должны участвовать в формировании своих пространств. Архитектура переставала быть "завершённой", превращаясь в платформу для взаимодействия и изменений.

4. Эмоциональная карта города: Archigram создали новое представление о городских картах: вместо схем и зонирования они предлагали карты, отражающие эмоции и взаимодействия — где самые оживлённые места становятся центрами городской жизни.

Источники вдохновения для Archigram

1. Ситуационизм: Archigram заимствовали идеи ситуационистов, особенно их концепцию "дрейфа" (dérive) и психогеографии. Ситуационисты, такие как Ги Дебор, предлагали исследовать город через случайные маршруты, освобождаясь от привычных способов восприятия пространства. Archigram перенесли эти идеи в архитектуру:
  • Проекты, такие как Plug-In City, позволяли адаптировать города к перемещению людей, спонтанным встречам и неожиданным событиям.
  • Интерактивные инсталляции на выставке "Living City" отражали философию ситуационизма, показывая, что пространство формируется людьми, а не архитектурой.

2. Поп-культура и технологии: Вдохновение также черпалось из массовой культуры 1960-х годов:
  • Поп-арт и реклама с их яркостью и энергией.
  • Технологические достижения: космическая гонка, развитие компьютеров и транспорта.

3. Футуризм и конструктивизм: Archigram ссылались на утопические проекты футуристов и конструктивистов начала XX века, таких как Антонио Сант’Элиа и Владимир Татлин. Эти движения вдохновляли идеями трансформации городской среды через технику и инновации.

4. Текущие архитектурные течения: Группа вдохновлялась работами японских метаболистов (например, Кэндзо Танге), которые развивали концепции "структур поддержки" и мобильных компонентов. Эти идеи нашли отражение в таких проектах Archigram, как Plug-In City и Walking City.

Выставка "Living City": воплощение идей

1. Формат: Выставка "Living City" в Институте современного искусства в Лондоне была уникальной:
  • Визуальные образы: Калейдоскопические коллажи, яркие постеры и рисунки показывали город как место, наполненное энергией.
  • Звук и свет: Проекции создавали ощущение "пульса города", включая звуки улиц, транспорта и человеческой толпы.
  • Интерактивность: Посетители могли физически взаимодействовать с инсталляциями, исследуя предложенные идеи через личный опыт.

2. Темы: Выставка поднимала такие темы, как мобильность, адаптация, экология и связь между человеком и пространством.

Критика модернизма и альтернативы

Archigram выступали против модернистского подхода, который они считали излишне строгим и лишённым эмоций. Вместо этого они предложили:
  • Анти-зонирование: Город должен быть местом для творчества, а не только для работы или функционального проживания.
  • Эстетика повседневности: Пространства, которые вдохновляют людей радоваться жизни, будь то небольшое кафе или цветная вывеска.

Практические примеры неформальности

  1. Plug-In City: Этот проект представлял собой модульный город, где здания можно подключать и отключать. Это была революционная идея, вдохновлённая японскими метаболистами.
  2. Walking City: В этом проекте город становился подвижным, с помощью "гуляющих" конструкций. Это подчеркивало концепцию гибкости и адаптации.
  3. Интерактивные карты: Archigram предлагали замену традиционным картам — схемы, отражающие эмоции и взаимодействия в городе.

Критика и вызовы

  1. Обвинения в утопизме: Многие считали, что проекты Archigram трудно реализуемы в реальной жизни. Однако они отвечали, что их цель — вдохновить, а не дать точные инструкции.
  2. Ограниченный социальный фокус: Archigram критиковали за недостаток внимания к социальным проблемам, таким как доступность жилья. Их работы были больше сосредоточены на эстетике и эмоциях.
Индивидуализм и либерализм

Раздел "Individualism and Liberalism" (Индивидуализм и либерализм) описывает сдвиг в архитектурной мысли 1950-1960-х годов, где внимание смещается от коллективизма модернизма к исследованию роли индивида в городской среде. Этот переход отразился в выставке Archigram "Living City", которая предлагала совершенно новый взгляд на архитектуру и город как места для личного самовыражения и свободного взаимодействия.

Индивидуализм как основа урбанизма

1. Отказ от модернистского коллективизма: В середине XX века модернизм с его упором на коллективные решения и унифицированные городские пространства начал уступать место идеям, которые ставили в центр индивидуума. Archigram отвергали догмы модернизма, которые предполагали доминирование архитектора и централизованное планирование.

2. Человек как главный субъект:
  • На выставке "Living City" человек был представлен как центральный элемент архитектурной концепции.
  • Один из постеров, названный "Man", подчеркивал важность личных потребностей, эмоций и опыта в проектировании городов.
  • Этот подход имел корни в экзистенциализме, который был популярным в интеллектуальных кругах послевоенного времени. Он подчеркивал, что архитектура должна поддерживать самоопределение личности, а не навязывать идеализированные формы.

3. Психогеографическое восприятие города: Вдохновленные ситуационистами, Archigram рассматривали город как пространство, которое каждый человек воспринимает по-своему, в зависимости от настроения, целей и окружения. Это подчёркивало идею, что архитектура должна быть гибкой и адаптивной.

Связь с либерализмом

1. Социальный и экономический либерализм: Выставка "Living City" поддерживала идею открытости и разнообразия в урбанистике:
  • Призыв к многообразию рас, культур, классов и стилей жизни, что символизировалось калейдоскопическими образами на выставке.
  • Город рассматривался как место встречи различных культур и социальных групп, где каждый имеет право на выражение себя.

2. Отрицание единого центра:
  • Archigram утверждали, что в современном городе должно быть множество центров. Это напоминало концепцию "кластеров", популярную среди таких архитекторов, как участники Team 10.
  • Такой подход позволял избежать стандартизации городских пространств, подчеркивая их уникальность.

3. Экономика потребления:
  • Либерализм в "Living City" выражался также через акцент на потребительской культуре. Archigram видели в этом возможность для людей выражать себя через выбор товаров, услуг и способов времяпрепровождения.

Критика планировщиков и модернистов

Archigram оспаривали авторитарный подход городского планирования, который часто навязывал строгие нормы зонирования и архитектурные формы. Их работа подчеркивала:
  • Важность спонтанности и случайности в городской жизни.
  • Противопоставление "живого" города и "мёртвых" модернистских структур.
  • Поддержку плотной, смешанной застройки, которая способствует взаимодействию людей.

Примеры и символы на выставке

1. Калейдоскоп:
  • Один из ключевых символов выставки — гигантский калейдоскоп, который представлял разнообразие и взаимодействие людей в городской среде.
  • Это подчеркивало, что город формируется личными историями и взаимодействиями, а не только архитектурой.

2. "Survival Kit" (Набор для выживания):
  • Эта инсталляция включала в себя повседневные предметы, которые символизировали жизнь в городе: солнцезащитные очки, сигареты, косметику и даже продукты питания. Это был своеобразный портрет молодого человека, живущего в современном городе.

3. "Socio-Psycho Game" (Социально-психологическая игра):
  • Этот игровой эксперимент предлагал посетителям "бросить кости" и рассмотреть свои роли в городской жизни через призму их личных способностей, эмоций и взаимодействий с толпой. Участники могли "испытать себя" и проанализировать, как они адаптируются к давлению городской среды, используя личные качества и доступные ресурсы.
Портрет архитектора в юности

Раздел "Portrait of the Architect as a Young Man" (Портрет архитектора в юности) описывает метафорическое переосмысление роли архитектора в условиях изменяющегося мира середины XX века. Этот образ передан через инсталляцию "Living City Survival Kit", созданную Уорреном Чалком для каталога выставки "Living City" в 1963 году.

"Living City Survival Kit": Архитектор как городской обыватель

1. Идея набора:
  • Survival Kit представлен как собрание предметов повседневного обихода (сигареты, напитки, солнцезащитные очки, носовые платки), которые характеризуют жизнь молодого человека в городской среде.
  • Композиция набора имитировала страницы глянцевых журналов или воскресных приложений к газетам, популярные в 1963 году, но была лишена коммерческой цели — это был скорее портрет "нового архитектора".

2. Архитектор как наблюдатель:
  • Набор отражал образ архитектора не как всесильного создателя городов, а как обычного жителя, воспринимающего город через призму своих чувств и наблюдений.
  • С помощью "Survival Kit" Archigram предложили альтернативный взгляд на профессию архитектора: он становится участником городской жизни, а не только её проектировщиком.

3. Элементы набора:
  • Помимо предметов массовой культуры, таких как пленка для фотоаппарата, в наборе были элементы, символизирующие городскую сексуальность и свободу. Например, помада с надписью "SEX", что подчеркивало темы желания и гендера, редко обсуждаемые в архитектуре того времени.

Культурные и философские аспекты

1. Экзистенциализм и урбанизм:
  • Survival Kit предлагал урбанистический взгляд через призму экзистенциализма, где город становится сценой для личного опыта и самовыражения.
  • Архитектор представлен как фланёр (flâneur) — городской наблюдатель, погружённый в случайные и мимолётные моменты.

2. Антигероический архитектор:
  • В отличие от традиционного образа архитектора как героя, создающего монументальные структуры, здесь он представлен как обычный человек, "живущий" городом. Это противопоставление отражает отказ Archigram от модернистского идеализма.

3. Связь с поп-культурой:
  • Выбор предметов и их представление отражали дух времени: потребительская культура, джаз, кино и массовое производство стали основой для новых форм самовыражения в городской среде.
Трафик и демократия

Раздел "Traffic and Democracy" (Трафик и демократия) исследует, как концепции движения и трафика были интегрированы в представление о городах в рамках выставки "Living City", организованной Archigram в 1963 году. Здесь трафик представлен не только как физический феномен, но и как социальный и политический процесс, отражающий демократические тенденции современного урбанизма.

Трафик как центр городской жизни

1. "Живой город" и перекрестки:
  • На картах "Living City" традиционные исторические центры культуры были дополнены необычными "местами": ключевыми перекрестками Лондона, такими как Hyde Park Corner и Elephant and Castle.
  • Хотя эти места воспринимались многими как проблемы городской среды из-за перегрузки трафика, организаторы выставки утверждали, что транспортные узлы становятся важными точками концентрации городской энергии.

2. Кластерный урбанизм:
  • Архитектурные концепции "Living City" основывались на идее кластеров, впервые сформулированной группой Team 10. Вместо единого центра города предлагалось создание множества центров, где оживление зависит от движения транспорта и людей.
  • Такой подход дополнялся представлениями Рейнера Бэнэма, который соединял идеи разрозненности лос-анджелесских автомагистралей с компактностью парижских пешеходных пространств.

3. Многоуровневые пространства:
  • Проекты Archigram, такие как City Interchange Уоррена Чалка и Рона Херрона, представляли транспортные узлы как трехмерные пересечения для железнодорожного, автомобильного, пешеходного и воздушного транспорта.

Демократия через мобильность

1. Мобильность как право:
  • Archigram утверждали, что свободное перемещение по городу символизирует демократическую свободу. Они рассматривали рост автомобилизации как выражение потребностей и желаний общества.

2. Противоречивое наследие:
  • Отсылка к историческим примерам, таким как реконструкция Парижа бароном Османом и проект Radiant City Ле Корбюзье, подчеркивает, что демократичность городской мобильности — вопрос, связанный с социальной организацией пространства.

3. Потребление и участие:
  • В рамках поп-урбанизма трафик связывался с культурой потребления. Водители и пешеходы становились не просто объектами городского планирования, но активными участниками городской жизни.

Критика и новаторство

1. Критика устоявшихся решений:
  • Archigram подвергали сомнению традиционный подход к планированию движения, отмечая его неспособность справиться с постоянно растущим количеством автомобилей.
  • Они рассматривали возможности инновационного транспорта, включая монорельсы и воздушные технологии.

2. Формирование новых пространств:
  • Работы Archigram использовали движение как источник для архитектурных форм, подчеркивая, что динамика города важнее его статической структуры.
Модернизация

Раздел "Modernization" (Модернизация) в книге подчеркивает, как выставка "Living City" отражала суть модернизации середины XX века, связывая технологические и социальные изменения с трансформацией городской среды. Archigram воспринимали модернизацию как неизбежный процесс, который одновременно вызывал тревогу и вдохновлял на переосмысление архитектурных подходов.

Технология и прогресс

1. Технологический оптимизм:
  • Archigram видели в научно-технической революции основу для нового типа архитектуры и урбанизма. Они обращались к достижениям космической гонки, электроники и автоматизации, предлагая проекты, которые включали элементы высоких технологий.
  • Вдохновленные идеями технологической модернизации, они представляли себе города будущего как динамичные структуры, способные адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

2. Индустриализация и стандартность:
  • Авторы отмечали, что индустриализация позволила переосмыслить архитектурные методы: от использования модульных компонентов до внедрения автоматизированного строительства. Они сравнивали это с изменениями в пищевой промышленности, где упаковка и стандартизация изменили привычки потребления.

Культурные изменения

1. Поп-культура как движущая сила:
  • Archigram подчеркнули, что модернизация не ограничивается только технологиями — она касается и культуры. Появление массового потребления, рекламы и новых форм досуга стали центральными элементами "Living City".
  • Они обращались к примерам массовой культуры, таких как фильмы, музыка и комиксы, чтобы показать, как эти элементы формируют городской опыт.

2. Урбанизация и демократия:
  • Выставка подчеркивала, что модернизация городов должна сопровождаться демократизацией пространства. В "Living City" эта идея выражалась через акцент на доступность и разнообразие городской среды.

Критика и переосмысление

1. Оценка прошлых подходов:
  • Archigram критиковали устоявшиеся методы планирования, считая их устаревшими и неспособными учитывать реальную динамику городской жизни.
  • Они выступали против фиксированных, монотонных структур, предлагая вместо этого города, которые могут меняться и расти.

2. Проблемы восприятия:
  • Несмотря на оптимизм, Archigram осознавали опасности чрезмерной технократизации. В своих работах они подчеркивали важность сохранения человеческого фактора в процессе модернизации.
От Фулхэма к «Вещи»

Этот раздел исследует переход от конкретного урбанистического проекта Fulham Study к более концептуальным и футуристическим идеям, представленным в рамках выставки "Living City", организованной группой Archigram. Внимание уделяется как реализации крупных урбанистических планов, так и их критике, что привело к формированию более абстрактных архитектурных идей.

Fulham Study: Практическая реализация

1. Краткий обзор Fulham Study:
  • В 1963 году Archigram участвовали в подготовке Urban Renewal: Fulham Study, которая представляла собой амбициозный проект реконструкции западного Лондона. Этот план был создан по запросу Министерства жилищного строительства и местного самоуправления.
  • Проект включал модернистские элементы, вдохновленные работами Smithsons, такими как "золотая линия" (Golden Lane Project), а также идеи Эрно Голдфингера, известного своим героическим модернизмом.

2. Модульность и гибкость:
  • Fulham Study продвигал использование сборных элементов, модульных конструкций и адаптивных планировок, которые могли легко перестраиваться под нужды жителей.
  • Инфраструктура включала сложные сетевые соединения, уровни для пешеходов и транспорта, что подчеркивало многослойность городской среды.

3. Многоплановые подходы:
  • Проект сочетал вертикальное строительство и создание "пьяц" для социальной активности, стремясь объединить функции жилья, работы, торговли и досуга.

Переход к концептуальной "Вещи"

1. Критика крупных проектов:
  • К 1963 году Archigram начали осознавать ограниченность крупных урбанистических схем. Экономические проблемы, такие как кризис City Centre Group, подорвали уверенность в масштабных проектах реконструкции, включая Fulham Study.

2. Концепция "Вещи" (The Thing):
  • Archigram начали двигаться в сторону более абстрактных идей. Вместо фиксированных зданий они предложили концепцию "вещи" — плавающей, децентрализованной структуры, которая могла существовать вне традиционных городских рамок.
  • "Вещь" представляла собой смесь футуристических идей и технологий, таких как геодезические купола и пространственные каркасы, вдохновленные работами Бакаминстера Фуллера.

3. Граждане как "пользователи":
  • Важным сдвигом стало переосмысление роли граждан в городской среде. Вместо того чтобы рассматривать их как "потребителей" (consumers), Archigram следовали критическому различию, предложенному Рэймондом Уильямсом: граждане стали рассматриваться как "пользователи" (users), активные участники формирования и использования пространства.
Заключение

"Living City" стал манифестом неформальности в архитектуре и вдохновил целое поколение архитекторов. Его основная идея — это переосмысление города как среды, где жизнь важнее формы, а человек находится в центре проектирования.

--

Из книги: "Archigram: Architecture Without Architecture"
Авторство: Simon Sadler